Доска объявлений:

Новости факультета

Новые фотографии

Контакты

Тел: 334-38-85 - декан
334-38-60 - подготовительные курсы
+7-921-938-22-17 - приемная комиссия

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Двинская, дом 5/7


 


         КУЛЬТУРА И ПРАВОСЛАВИЕ - ИХ ВЛИЯНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ РУССКОГО НАРОДА.

  Доклад профессора кафедры «Основ государственного управления» М.Н. Любомудрова. Прочитан на международной научно - практической конференции «Студенчество - будущая элита общества», состоявшейся в СПГУВК.


               Роль русской культуры в формировании национального самосознания русского народа.

   Начнем с уточнения терминологии. Культура - это мир, пространство ценностей рукотворного происхождения, рожденного в результате творческого акта человека.
   В отличие от мира, сотворенного Богом - Творцом и Создателем, к каковому относится Вселенная. Солнечная система, планета Земля и все сущее на ней, включая природу и человека.
   Связь человека с Богом осуществляется в религии, т.е. в культе. Культура неразрывно связана с культом, и не случайно - это однокоренные понятия. Русская культура - результат творчества русского народа. Она тесно связана с Православием, пронизана его смыслом и пафосом.
   В недрах культуры возникают так называемые архетипы, т.е. запечатленные в генетической памяти народа (на уровне подсознания) поведенческие стереотипы, менталитет нации. В пространстве культуры формируется национальный характер, претворяется самобытный духовно-этнический лик народа.
   В органическом сплаве культурного и религиозного сознания прорастает мировосприятие национальное, оно включает в себя память обо всей совокупности усвоенных идеалов и творческого опыта народа, включая и государственно-политическую историю, социально-экономические, идейные и художественные ценности.
   Представляется необходимым уточнить и понятие национализма. Понятия «национального сознания», «национального менталитета», «национализма» очень близки. Формулируя кратко, с опорой на русское социально-философское наследие, можно утверждать, что национализм является высшей формой духовно-политического, исторического и этно-культурного самосознания народа, служит сосредоточенным, идейно оформленным выражением солидарных интересов нации.
   Крупнейшими идеологами русского национализма были - в Х1Х веке славянофилы, включая Пушкина, Гоголя, Достоевского, в ХХ веке это М.О. Меньшиков, И.А.Ильин, современный исследователь А.Н.Севастьянов.
   В идеале человек. народ должны стремиться к синтезу. симфонической гармонии религии, культуры и национализма. В этом единстве мировоззренческим компасом русскому национализму служит, конечно, Православие, вкупе с произрастающей из него культурой.
   Русский национализм, русское национальное самосознание, как идея, объединяющая и воспитывающая нацию, в истоках своих неразрывно связаны с православным мироощущением.
   "Симфония" православия, национализма и культуры составляет национально-этнический код нашего народа и является мировоззренческим фундаментом русского самосознания. Укрепленный, воспитанный в национализме человек вооружен множеством критериев, позволяющих отличать добро от зла, друзей от врагов, своих от чужих, т.е. обретает религиозно-этнический иммунитет и политическую дальнозоркость. Такой иммунитет сродни самообороне живого организма, помогает сохранять его здоровым и сильным.

   Наше тысячелетнее наследие заключило в себе бесценные сокровища, отличительной их особенностью является безусловный приоритет духовных ценностей, в отличие, скажем, от западной цивилизации, где доминирует культ материализма, агрессивного стяжательства, эгоистического потребительства. Русская культура развивалась по сотериологическому (главная цель - спасение души) пути. Ее идеалы - правдоискательство, добротолюбие, нравственная взыскательность и милосердие. Ее устремленность - к деятельной, но не пассивной, не созерцательной любви. Ее задача, как скажет потом Достоевский, поднять падшего человека, восстановить справедливость.
   Ключевое качество русской культуры - в ее словоцентричности, Слово, речь, язык - генеральное направление нашего духовного развития, через них раскрывается религиозно-нравственное содержание культурного творчества. Словесность, литература всегда имели приоритетные позиции в отечественной системе искусств.
   В нравственном пространстве, создаваемом культурой, центром оставалась проблема совести человека. Этот высокий мотив возникал во всех крупных произведениях нашей литературы.
   Особая тема - отношение (и воздействие) русской культуры и цивилизации к судьбе иных народов российской монархии.
   Однако сберегающий другие племена пафос нашей цивилизации не был сосредоточен на созидании главного, центрального: не сохранил русскую государственность. На протяжении всего петербургского периода нашей истории ("романское иго" по определению Е.Н.Трубецкого) русский народ постепенно утрачивал национальную самоидентификацию, космополитизировался, не проявлял должного сопротивления умножению национал-нигилистов, русофобов и европеоидных "ублюдков самого гнилого свойства" (Н.Я.Данилевский). Многие публицисты начала ХХ века все чаще подтверждали: в России нет нации, а есть этнографический материал для нее.
   Со многими кризисными обстоятельствами последних трех веков российского пути связана и драма отечественной мировоззренческой симфонии, включившей в себя православие, культурно историческую традицию, русский национализм.
   Народ, его религия, государство, культура оказались в жерновах двух разрушительных процессов, Изнутри разъедала бацилла чужебесия, пресловутого интернационализма. С другой стороны губительны оказались безнациональность и даже русофобия представителей династии Гольштейн - Готторп - Романовых (так указывают европейские энциклопедии), которые нередко проявляли безнациональность, русофобию и преступное недомыслие в отношении к русским государственным интересам. Великий мыслитель и пророк М.О.Меньшиков писал в 1911 году: "Правительство поступает так, как если бы оно было антирусским". Слова можно повторить едва ли не обо всех правительствах, начиная с Екатерины второй. Стоит особо напомнить и о национал-предательстве преобладающих слоев интеллигенции.
   Развивавшиеся паралельно апостасия (отпадение от веры) и денационализация привели к катастрофе начала ХХ века. Покаянные признания представителей либерально-буржуазной, космополитической интеллигенции оказались запоздалыми ("Вехи" и т.п.). Жизнедеятельность человека имеет три главные опоры: религия, как связь человека с Богом, как опора на Силы Небесные. Вторая - генетическое наследие, родовые особенности и стереотипы, закрепленная в генах память (архетипы) - историческая. духовная и биологическая. Третья опора - культура, как источник и сфера творческой самореализации человека, где он выступает соратником Создателя в исполнении его заветов. В сфере культуры особое место занимает культура духовной деятельности, в частности, художественная культура. Здесь формируется мировоззрение личности и нации, ее историческое, национально-патриотическое и государственное самосознание.
   В ХХ - ом веке именно по этим трем направлениям и был нанесен врагами России удар огромной сокрушающей силы. Была спланирована диверсия, разработана и приведена в действие система уничтожения нации, - через дискредитацию и разрушение ее религии, культуры и генофонда. Помимо биологического (дисгеника), демографического урона была осуществлена массовая духовная "кастрация" - религиозная, национального самосознания и культурологическая.
   Что касается культуры, то есть основания утверждать, что в этой области "Косово" уже состоялось. С помощью ТУ и иных СМИ, в пространстве искусства реализована программа "аккультурации", т.е. замещения национально-коренной традиции образцами чужеродного происхождения. Вполне справедливо подобное "искусство" стали называть дегенеративным. Перефразируя ироничного В.В.Розанова, можно сказать, что менталитет нынешней "россиянской" культуры сосредоточился "в точке обрезания".
   Каков выход, каковы пути преодоления катастрофы? Прежде всего в том. чтобы восстановить народ как нацию, способную к солидарным усилиям, вернуть к жизни духовные идеалы "русской симфонии": религии, национализма, культуры. Для этого потребуется и радикальное обновление государственной политики: надо сделать приоритетными национальные интересы Русского Народа, русской державности (напомним, что русских в стране 87%).
   Иные чем нынче нужны подходы и в воспитании и в образовании человека. Национально-религиозное воспитание должно начинаться с детского и юношеского возраста. В школьных и вузовских программах необходимо ввести курс "Основы русского национального мировоззрения" (подобный опыт существует в некоторых странах, например, в Израиле).

30.06.14
Очередной выпуск на юридическом факультете ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова.
>>

21.06.14
Семинар профессора М.Н. Любомудрова.
>>

 
Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций | Юридический факультет | 2010 год.